ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях.
РАЗРЕШИТЬ
НЕ СЕЙЧАС
12.09.2025
14:44:20
ru
kz

«Такое решение мы не приветствуем», - урбанист Алихан Кушербаев о запрете электросамокатов

Интервью
12.09.2025
10:49
«Такое решение мы не приветствуем», - урбанист Алихан Кушербаев о запрете электросамокатов
Фотография из личного архива Алихана Кушербаева

В крупных городах Казахстана продолжается спор вокруг электросамокатов: часть жителей воспринимает их как угрозу пешеходам, часть видят в них инструмент разгрузки транспортной системы. В поиске баланса между безопасностью и развитием устойчивого транспорта мы обратились Алихану Кушербаеву, основателю и генеральному директору Qazaqstan Sustainability Coalition, эксперту в области урбанизма и устойчивого развития.
 
Алихан, как вы оцениваете решение о массовом изъятии самокатов в последние дни?
Решение забрать самокаты не должно было удивить сервисные компании. Они уже привыкли работать в условии массового давления общества. Такое решение мы не приветствуем, потому что самокаты сами по себе не виноваты. Сама городская система транспорта провоцирует все эти конфликты: узкие тротуары, шоссе вместо улиц и отсутствие адекватной велосипедной инфраструктуры. Самая корневая проблема заключается в отсутствии качественной городской среды, из-за чего жители ежедневно теряют и время, и деньги. Каждый час, проведённый в пробках, и каждая вынужденная поездка на автомобиле вместо доступной альтернативы складываются в серьёзные издержки.
 
Как вы оцениваете эффективность закона об электросамокатах спустя два года после его принятия?
Несмотря на комментарии Спикера Сената Маулена Ашимбаева и экспертов, закон, как и два года назад был сырым, так и сейчас невозможен в исполнении.  В решении нужны «Камень, ножницы, бумага». Мы не сможем решить вопрос одной бумагой. Нужны ножницы, которые отрежут правильные куски уличной сети для микромобильности. Нужен и камень, который защитит всех от всех.
 
Это второе Послание народу, в котором отмечена дорожная безопасность. Президент, и МВД отмечают отсутствие культуры вождения. Стоит отметить, что пока мы не устраним причины, которые питают эту культуру, то об улучшении безопасности будет говорить рано. Ширина полос в 3,5 метра создает предпосылки для постоянных перестроений. Она создает и причины высоких скоростей в условиях улиц города. Приоритет машины в городе создает культуру покупки машины любой ценой. В ней человек как в капсуле защищается от шума, грязи и ужасов городского планирования.
 
Поэтому, стоит посмотреть на вопрос среды, которую мы создаем. По сути, практически каждый велосипедист и самокатчик каждый день нарушает ПДД. Текущий взгляд законодательства делает микромобильность неудобной. По основной части проспекта Республики в Астане проехать, не спешиваясь можно за 15-20 минут. Если каждый раз спешиваться, все это дело может занять 30 минут. Это практически равно хождению пешком. Никто этого делать не будет и следить за этим не хватит ни одного департамента полиции. Нужно рациональное решение, которое даст всем по возможностям: пешеходам — тихий тротуар, велосипедистам — безопасный и быстрый транзит, машинам — понимание, предсказуемость
 
Как вы считаете, стоит ли запрещать прокатные самокаты или можно их интегрировать в городскую среду, без ущерба для пешеходов?
Стоит подумать о переосмыслении сервисов. Многие комментарии в соцсетях призывают к запрету. Есть причины, почему люди выбирают такой тип транспорта, и появляется спрос. На это в ответ появляется и предложение. Каждый велосипед и самокат — замена машины в потоке. Устойчивые решения по типу непрерывных велодорожек реально помогут в данном случае. Как и достойный линейный транспорт по основным магистралям внутри и загород. Алматинцы уже по несколько часов в день тратят время на путь в сторону города. Да, БРТ по Райымбека поможет, но этого мало. Нужна поддержка и агломерации, области.
 
Какие альтернативы жители смогут использовать для коротких поездок?
Стоит подумать о формате электровелосипедов. Они менее маневренные и менее опасные в управлении. То есть решается самая большая проблема — резкость движений и непредсказуемость. Один из агрегаторов уже массово использует их в Алматы. За несколько лет можно спокойно перевести пару самокатов в велосипеды без запретов, а с отраслевым договором.
 
Чем в долгосрочной перспективе может обернуться запрет?
Прежде всего потерей человеко-часов. Жители и так тратят слишком много времени на дорогу, и любая попытка убрать из системы часть транспорта без альтернативы только усилит нагрузку. Оценить ущерб в цифрах сложно, но последствия будут ощутимыми.
 
На ваш взгляд, что могло бы стать оптимальным вариантом для города и жителей?
Для многих горожан оптимальным остаётся личная покупка велосипеда или самоката. Но если смотреть шире, то ключ к устойчивости лежит в создании среды: качественная инфраструктура, удобный общественный транспорт, безопасные улицы. Только так можно снять напряжение и дать городу двигаться вперёд.
 
Разговор с Алиханом Кушербаевым показывает, что необходимо развивать велодорожки, общественный транспорт и безопасные улицы, а запреты без альтернатив лишь усугубляют ситуацию. Читайте также предыдущие материалы по теме электросамокатов.
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.