Специализированные музеи архитектуры встречаются во многих крупных мировых городах. Зачастую они также выполняют и научно исследовательские функции, место депозитария всей графической части проектов архитекторов и служат яркими туристическими объектами. Подобные музеи являются центрами хранения материального наследия архитекторов и также являются важными культурными орагнизациями. Почему музей архитектуры нужен и в Алматы, рассказывает наш обозреватель Алексей Гольдштейн.
В настоящее время в городе Алматы нет научного института и музейного пространства, позволяющего исследовать и демонстрировать общественности историю архитектуры и градостроительства. Такой объект позволит одновременно обеспечить возможность сохранения и изучения научных материалов, а также привлечёт большой поток посетителей, как туристов, так и горожан. Организация подобного музея будет работать в целом на популяризацию казахстанской архитектуры как внутри республики, так и за её пределами. Кроме того, подобное пространство может функционировать как место для общественного обсуждения современных градостроительных и архитектурных проектов.
Важно заметить, что музей архитектуры абсолютно отличается по своему наполнению и задачам от типичных краеведческих музеев, таких как, например, Музей Алматы, организованный в 2002 году. Если Музей Алматы может касаться истории, быта, культуры и многих других сфер одновременно, то задача музея архитектуры сводится к сохранению, исследованию, экспозиции и популяризации экспонатов строго одной тематики - архитектурно-градостроительной.
Хорошими примерами подобных музеев являются Музей архитектуры им. Щусева в Москве, Центры архитектуры в Нью-Йорке и Чикаго и Музей архитектурного рисунка в Берлине.
В Алматы ранее действовал подобный музей, а именно Музей истории архитектуры и градостроительства, просуществовавший с 1978 по 1992 год. После его ликвидации фонды музея были переданы в краеведческий по своему наполнению Музей Алматы. При создании нового Музея архитектуры необходимо будет передать фонды обратно, так как сегодня в Музее Алматы эти уникальные материалы никак не представлены и более того, не могут быть адекватно включены в экспозицию.
Государственный Музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва. Источник фото: publishernews.ru
Фокусом существующего Музея Алматы являются этнография, быт, одежда, нумизматика, фарфор, керамика и декоративно-прикладное искусство. Историю архитектуры и градостроительства невозможно представить в рамках небольшого фрагмента экспозиции такого характера. Более того, Музей Алматы не способен адекватно использовать доставшиеся ему фонды в научной деятельности. В 2010 году Музеем была издана одна единственная книга по архитектурному направлению “Алматы. Архитектурные хроники” ограниченным тиражом, не поступившим в свободную продажу, которая целиком основана на фондах бывшего Музея архитектуры. Эти материалы не были подвергнуты какому-либо научному осмыслению и даже атрибуции.
Основу фонда нового самостоятельного Музея архитектуры должны сформировать графические материалы по истории архитектуры и градостроительства, такие как: рисунки, эскизы, чертежи, а также макеты и иные предметы архитектурного творчества. Таким образом, Музей будет являться в первую очередь научным учреждением, но обладающим широкой публичной экспозицией, что обеспечит сохранность наследия архитектуры Алматы XX и XXI веков.
Кроме получения архитектурного фонда обратно из Музея Алматы, новый Музей архитектуры должен будет пополнять свою коллекцию за счёт приобретения личных архивов казахстанских архитекторов старшего поколения, архивных фондов проектных институтов действующих с XX века, а также за счёт обязательной передачи в музей материалов современных проектных организаций.
Для обеспечения стабильности работы Музея как научного учреждения следует закрепить за ним статус НИИ, независимого как от Объединения музеев г. Алматы, так и от УГПиУ, и от Союза Архитекторов РК. В функции этого НИИ должны входить следующие задачи:
- Архивация и сохранение материалов архитектурного творчества (организация фондохранилищ проектной графики, рисунков, эскизов, макетов, фотографий и др.)
- Реставрация материалов архитектурного фонда
- Проведение натурного изучения и обмеров архитектурных объектов
- Собственные и совместные научные исследования
- Содействие проведению независимых научных изысканий
- Формирование и ведение научной библиотеки (книг, монографий, диссертаций)
- Издательская деятельность (публикация каталогов выставок, путеводителей по фондам, научной и научно-популярной литературы)
Государственный Музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва. Источник фото: www.tg-m.ru
Экспозиция Музея архитектуры должна максимально полно раскрывать историю архитектуры и градостроительства, популяризировать её и включать в себя все направления архитектурного творчества, такие как:
- Реализованные архитектурные проекты и история их реализации
- Нереализованные проекты
- Генеральные планы и планы детальной планировки
- Малые архитектурные формы
- Проекты благоустройства
- Проекты реконструкции и реставрации
- Биографические материалы об известных казахстанских архитекторах
- Иное творчество известных казахстанских архитекторов
- Архитектурная фотография
- Литература об архитектуре
Центр архитектуры в Чикаго. Источник фото: tripadvisor.com
Музей не должен быть связан с археологией, бытом, прикладными искусствами и иными формами творчества, кроме архитектуры. Этнографические материалы должны будут остаться в Музее Алматы, в то время как архитектурный фонд будет передан Музею архитектуры.
Экспозиция Музея должна включать в себя как постоянную экспозицию, которая будет раскрывать хронологию развития архитектуры и градостроительства города, так и пространства для временных выставок и мероприятий.
Примерное тематическое направление экспозиционных залов может быть следующим:
- Зал временных выставок
- Зал лекций и форумов
- Зал архитектуры XX века
- Зал современной казахстанской архитектуры
- Зал истории градостроительства города XX-XXI веков
- Диорамный зал с панорамой Алматы
Поэтому наиболее рациональный шаг - это возвести для Музея архитектуры отдельное здание, которое будет отвечать всем его потребностям. Притом важно, чтобы здание обладало достаточной транспортной и пешеходной доступностью, что исключает его расположение на неосвоенных территориях за пределами урбанизированного ядра города.
Проект здания Музея необходимо выбрать в результате открытого (для проектных бюро, групп или отдельных архитекторов и студентов) международного конкурса, который должен строиться на принципе сохранения анонимности участников до оглашения результатов. Учитывая важность объекта, необходимо будет полностью исключить конфликт интересов среди членов жюри, а также привлечь к оценке проектов иностранных специалистов.
Центр архитектуры в Чикаго. Источник фото: choosechicago.com
Если не принять меры по созданию самостоятельной организации, задачей которой будет являться сбор, хранение, изучение и популяризации архитектурного наследия, то не только город Алматы, но и вся республика рискуют вообще утратить целый пласт культуры. Проектная графика, рисунки, эскизы, макеты и иные предметы архитектурного творчества являются неотъемлемой частью исторического наследия Казахстана, такими же как и живопись, скульптура, литература и другие направления творчества.
Этому наследию уже был нанесён ущерб в 1990-ые годы, когда целые архивы проектных институтов оказались в прямом смысле вывезены на свалку, а ценные материалы остались гнить в гаражах и кладовках своих авторов. Очевидно, что в отсутствии организации подобной музею, некому было обеспечить сохранность уникального наследия.
Очевидно также, что в казахстанском обществе существует явный запрос на популярное изучение архитектуры. Материалы об архитектуре в СМИ имеют огромное количество просмотров, независимо выпускаются сувениры и даже предметы интерьера на архитектурную тематику, с учётом локальной идентичности. Проведённая в 2018 году в Центре современной культуры “Целинный” выставка об архитектуре Алматы и вовсе стала фурором международного масштаба. Поэтому открытие самостоятельного нового Музея архитектуры как нельзя кстати ответило бы на этот запрос общества.
Читайте также: Ночная экономика. Почему бизнес Алматы не зарабатывает на полуночниках?