20.09.2024
05:59:19

Проблемы проектов благоустройства в городе Алматы и как их нужно решать

Озеленение и Благоустройство
19.04.2024
21:34
413
Проблемы проектов благоустройства в городе Алматы и как их нужно решать
Источник фото: Вечерний Алматы

Город Алматы обладает сравнительно молодой городской застройкой, и его история ландшафтного озеленения и благоустройства также довольно небольшая, берущая своё начало с середины XIX века. Начиная от первых парков, заложенных ещё в период Верного, и создания обширных зелёных массивов в XX веке, нынешний этап продолжает предыдущие развитие но при этом несёт в себе и некоторые недостатки.  На последних мы остановимся более подробно.

О имеющихся проблемах в благоустройстве города Алматы, о существующих подходах, и о том, как улучшить ситуацию рассказывает наш обозреватель Алексей Гольдштейн.

Первые современные проекты преобразования общественных пространств в городе Алматы были реализованы в 2015 году на улицах Тимирязева и Жолдасбекова. В 2017 году были реализованы проекты реконструкции улицы Панфилова и площади Астана, после чего практика реконструкции общественных пространств стала ежегодной.

Но несмотря на накопление опыта реализации таких проектов, их качество неуклонно снижалось и на данный момент не выдерживает критики. Они приобрели формальный характер и по большей части стали сводиться к применению однотипной уличной мебели и плитки на случайно отобранных улицах или свободных пустырях. Кроме того, значительно снизилось качество ухода за уже существующими пространствами. В частности, улицы Панфилова, Гоголя и пр. Жибек Жолы через 5 лет после реализации пришли в неудовлетворительное состояние.

Проект парка на месте резиденции президента в Алматы
Проект парка на месте резиденции президента в Алматы. Источник фото: Акимат г. Алматы.

В настоящее время у города отсутствуют принципиальные положения развития ландшафтного озеленения и благоустройства, почти все решения принимаются не по научному обоснованию, а условно говоря по ситуативному видению. При использовании профессионального метода в первую очередь необходимо выработать принципиальные положения и подходы. Например, на основе анализа проблем которые сейчас существуют, предлагается принять следующие принципы:

Принципы, которыми должен руководствоваться город при планировании проектов благоустройства и озеленения:
  1. Разнообразный характер и наполнение благоустроенных территорий, индивидуальный для каждого района города.
  2. Формирование единого зелёного и пешеходного каркаса на всей территории города.
  3. Реализация проектов благоустройства в важных точках, а не на случайных свободных территориях.
  4. Постоянный уход и обслуживание благоустройства после реализации проектов.
  5. Рационализация подходов к ландшафтному озеленению.
  6. Реализация потенциала водно-рекреационных ресурсов.
На основе анализа этих принципов можно будет выявить проблемы в городе и пути их решения. Уже на основе проведённого анализа следует разрабатывать технические задания на проектирование ландшафтных объектов или более масштабных проектов - таких как схема озеленения города Алматы.

Парк имени Первого президента Республики Казахстан в Алматы
Парк имени Первого президента Республики Казахстан в Алматы. Источник фото: Sputnik.kz

Разберём 5 основных проблем в сфере благоустройства и озеленения города Алматы.

Проблема 1: Отсутствие целеполагания у проектов благоустройства

Сейчас жизненный цикл реконструкции общественного пространства от первых эскизов до реализации занимает около года. Архитекторы работают в спешке, а единственный анализ, который можно провести за отведённое время — это изучение топографической съёмки для дальнейшего рабочего проектирования. Всё это выливается в довольно поверхностный подход, сводящийся по большей части к обновлению, ремонту существующего благоустройства и исправлению отдельных проблемных участков.

Пространство действительно становится визуально более привлекательным, что подтверждают публикуемые фото «до» и «после. Но более глубокого сдвига парадигмы не происходит, изменения больше являются косметическими. И фундаментального сдвига сложно достичь, если единственной вводной информацией являются высотные отметки топосъёмки и данные по проходящим инженерным сетям, а цель заключается только в создании красивой картинки.

Что можно сделать?

Каждый проект благоустройства должен иметь перед собой конкретные задачи, которые выявляются в результате обследования участка специалистами, социологических опросов, а также градостроительного и исторического анализа. Первые два пункта исследований уже проводятся сегодня, но довольно формально и их влияние на разрабатываемые в дальнейшем проекты сомнительно. Масштабный анализ парков и скверов г. Алматы проводился в последний раз в 2017 году по факту не существующим сегодня Центром Урбанистики.  

Методология проектирования общественных пространств начинается не с описания приёмов благоустройства, а с указания важности всестороннего изучения существующей ситуации на реконструируемой территории. Исследование должно включать в себя изучение активности пешеходов в этом месте, транспортной инфраструктуры и её показателей, сбор информации о расположенном там бизнесе, изучение истории места и расположенного там исторического наследия, как архитектурного, так из числа малых объектов. Во-первых, эти данные дают полное представление о месте и позволяют разработать проект, раскрывающий все преимущества и решающий все недостатки. Во-вторых, это важно для оценки результатов работы.

Правильная организация процесса реконструкции должна начинаться ещё на этапе подготовки проектного задания. Сейчас подготовка проектного задания происходит формально и отталкивается от границ проектируемого участка и бюджета проекта, но не ставит конкретных, целевых индикаторов и требуемой динамики их изменения.

После реализации проекта, наступает время проведения контрольного анализа, с помощью которого нужно отследить реальный эффект произведённых работ на теперь уже обновлённое пространство. Такие показатели как увеличение числа пешеходов, изменение их поведения с транзита на долговременное пребывание в этом месте, снижение числа преступлений и увеличение выручки местного бизнеса в своей динамике дают куда больше понимания «жизни» места, нежели сравнение фотографий.

Кроме того, такая оценка позволяет аргументированно отбирать удачные и неудачные решения, помогая постепенно формировать набор лучших мер и подходов к созданию комфортной среды. При существующей практике возможно отбирать только лишь дизайнерские решения исходя из их эстетики.

Центральный парк в Алматы
Центральный парк в Алматы. Источник фото: Baigenews.kz

Проблема 2: Однотипный и примитивный характер проектов благоустройства 

На данный момент подавляющее большинство проектов благоустройства по своему характеру  однотипно. Практически все они сводятся к довольно примитивной по своей сути прокладке дорожек из плитки, расстановке скамеек, некоторого освещения, а главными композиционными акцентами в этих проектах выступают детские и спортивные площадки.

Такой подход хоть и позволяет создать несколько более комфортную среду и навести порядок на ранее запущенных участках, но в большей степени работает на раздувание отчётов и демонстрацию активной деятельности, не решая коренным образом реальных проблем. 

Что можно сделать?

Важно осознать, что проекты в разных районах города очевидно будут иметь разный характер и разную аудиторию пользователей. Поэтому проекты в центре города, районных центрах и среди спальных районов не могут реализовываться по одним формальным принципам и отличаться только лишь применяемыми строительными материалами. 

Проблема 3: Количественный и экстенсивный подход к высадке новых деревьев  

На сегодняшний день единственной характеристикой, на достижение которой направлена высадка новых деревьев, является их количество. Ради достижения когда-то объявленной цели по посадке в Алматы миллиона деревьев  игнорируются какие-либо ограничения ландшафтного озеленения. В первую очередь это ландшафтно-видовые точки, обеспечивающие обзор архитектурных сооружений и видовые перспективы, а в некоторых случаях озеленение вторгается и в зоны технических коридоров.   

Что можно сделать?

Важно разработать и строго соблюдать конкретные правила ландшафтного озеленения (сегодня существуют лишь “Правила содержания и защиты зелёных насаждений  г. Алматы”), которые бы сдерживали излишние посадки. Посадка новых деревьев на местности должна осуществляться исключительно по проекту с учётом архитектурных и ландшафтных видовых ограничений. 

Улица Панфилова в Алматы
Улица Панфилова в Алматы. Источник фото: Facebook

Проблема 4: Неоптимальный подход к размещению мусоросборных площадок

Применяемый сегодня в городе подход к размещению мусоросборных площадок базируется на принципе “удобства” работы для обслуживающей организации, даже если этот интерес противоречит общественному. Получила широкое распространение практика размещения этих площадок вдоль улиц на земле общего пользования как местного, так и районного значения. В такой ситуации для обслуживания частного интереса жителей близлежащих домов используются территории общего пользования. 

Что можно сделать?

Подобные объекты рассчитанные на обслуживание узкого круга пользователей должны располагаться на их же территории (во дворах или как минимум на территории принадлежащей по гос. акту частному лицу заключившему договор с мусоровывозящей компанией). Растрата городской земли под такие задачи является нерациональной. 

Проблема 5: Неэффективные способы полива зелёных насаждений

Применяющиеся сегодня в Алматы способы орошения методом “напуска” или с использованием коммунальной техники для полива из шлангов отличаются низкой эффективностью и расточительным использованием ограниченных водных ресурсов.

Что можно сделать?

Важно массовое внедрение более эффективных методов полива за счёт сплинкерных систем и капельного орошения.

В качестве итога можно сказать, что в настоящее время у города имеются большие проблемы в принятии качественных решений, при том что городской бюджет достиг астрономических сумм - более чем 1,6 трлн. тенге. Зачастую решения принимаются инерционно по пути ранее существовавших подходов и принципов, несмотря на то, что они не показали себя работающими. Совершенно очевидно, что подходы в вопросах планирования городской среды города Алматы необходимо кардинально менять.


Читайте также: В Алматы давно назрела необходимость создания Музея архитектуры
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.