В Самарканде спустя 19 лет вновь открывается подземный переход возле железнодорожного вокзала. Объект был закрыт в 2006 году в рамках благоустройства территории, но теперь возвращается в обновлённом виде — длиной 36 метров и шириной 5 метров.
На первый взгляд — хорошая новость. Однако с точки зрения пешеходной доступности и инклюзивного городского планирования — это повод для вопросов. Во всём мире подземные переходы постепенно уходят в прошлое как устаревшее и неудобное решение. Они создают барьеры для пожилых людей, родителей с колясками, маломобильных граждан и туристов с чемоданами — особенно в городе, активно развивающем туризм.
Подземные переходы предполагают спуски и подъёмы, даже при наличии пандусов или лифтов, которые не всегда работают исправно. Вместо безопасных, регулируемых наземных переходов, создаётся необходимость «нырять» под землю, как будто пешеход — не полноправный участник городского движения, а помеха.
Вместо инклюзивной городской среды, Самарканд возвращается к решению, которое в современных урбанистических подходах уже считается устаревшим. Особенно тревожно, что подобные проекты реализуются без широкой общественной дискуссии и учёта принципов доступности.
Безусловно, обновлённый подземный переход будет выглядеть аккуратно, с освещением и отделкой. Но сам подход к пешеходному движению требует переосмысления. Городам будущего нужны не красивые тоннели, а равноправие всех участников движения — на поверхности.
Читайте также: В Бишкеке проходят испытания троллейбуса, переоборудованного в электробус.
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.