20.09.2024
05:57:03

Ночная экономика. Почему бизнес Алматы не зарабатывает на полуночниках?

Городская жизнь
13.04.2024
12:06
151
Ночная экономика. Почему бизнес Алматы не зарабатывает на полуночниках?
Ночная экономика - это активность, которая происходит с 18:00 до 6:00 в сфере услуг, включая магазины, общественное питание, развлечения и досуг. Какова её роль в экономике, и какой потенциал есть у города Алматы рассказывает в статье наш обозреватель Амре Кажибаев.

Понятие ночной экономики появилось относительно недавно - в 90-ые годы прошлого века. Под ней подразумеваются процессы городской экономики происходящие, о чём прямо говорит термин, в ночное и вечернее время. Более точно определяется временной период с 6 часов вечера до 6 часов утра. 

Интуитивно на первый взгляд основными её элементами кажутся исключительно увеселительные заведения и вообще она может восприниматься как индустрия праздности и удовольствий. Но развитую ночную экономику как раз и отличает отход от этого стереотипа за счёт активного присутствия многих других видов ночной деятельности - начиная от мероприятий сферы искусства и культуры вплоть до обычных супермаркетов. 

Сегодня в Алматы ночная активность в основном представлена именно барами, ночными клубами и редкими круглосуточными магазинами и аптеками. Уже с наступлением вечера начинает закрываться множество учреждений. А после 22 часов в городе практически не остаётся оживлённых мест. Только Арбат, улица Панфилова и часть улицы Гоголя сохраняют жизнь допоздна. 

Всё это приводит к тому, что город теряет огромную выгоду как экономическую, так и социальную. Многие города по всему миру выделяют развитие ночной экономики как основу роста неиндустриальной экономики вообще. Например, в бывшем СССР одним из немногих таких городов является грузинский Тбилиси, но наиболее серьёзно к её развитию подходит столица Великобритании Лондон. 

Париж ночь улица
Ночная улица в Париже. Источник фото: Wikimedia Commons.

Сегодня вклад ночной экономики в экономику Великобритании оценивается в 6% ВВП страны, а её валовая добавленная стоимость составляет 66 миллиардов фунтов стерлингов (37 трлн тг). В обслуживании предприятий занято 1,3 миллиона человек. Для сравнения примерно такую же долю ВВП в 5,6% в экономике Казахстана имеет строительный сектор.  

В одном только Лондоне её вклад оценивается в 25,3 миллиардов фунтов (14 трлн тг) и примерно каждый восьмой житель Лондона (около 1,3 млн. человек) занят в деятельности связанной с функционированием ночной экономики и она напрямую поддерживает существование 723 тысяч рабочих мест. 

Для успеха формирования ночной экономики необходимо удовлетворить несколько требований. 
  1. Привлечение и задействование всех слоёв населения независимо от возраста, пола, расовой принадлежности и любых иных демографических факторов. 
  2. Удовлетворение многим интересам и потребностям горожан. Это может быть связано как с едой, так и искусством, покупками или просто дружескими встречами. 
  3. Доступность для любого человека, независимо от его уровня доходов. Никто не должен выпадать из ночной жизни просто из-за отсутствия денег. 
  4. Доступность в любое время и при любых условиях благодаря развитой системе транспорта, в особенности общественного. 
  5. Безопасность и удобство. Это обеспечивается охраной правопорядка, повсеместным уличным освещением, качественной средой и удобной навигацией.

Сегодня Алматы обладает огромным, постоянно растущим потенциалом к развитию. Обновление исторического центра и создание пешеходной зоны на улице Панфилова привлекло тысячи горожан, которые остаются там до позднего вечера, но город до сих пор едва ли соответствует большинству из критериев реальной ночной экономики. 

Ночная улица Альбуфейр
Ночная улица в Альбуфейре. Источник фото: Wikimedia Commons.

Самой большой проблемой, полностью перекрывающей доступ потенциальных потребителей к благам ночной экономики является неразвитость транспортной системы, и в первую очередь её график работы. Абсолютное большинство автобусных маршрутов города прекращает работу к  22 часам. Также до конца 2018 года метро закрывалось на вход в 23:30, но после время его работы было продлено до 00:00. В результате к полуночи единственным вариантом передвижения для горожан остаётся либо личный транспорт, либо услуги такси. Хотя, стоит отметить, что до недавнего времени ситуация была ещё хуже и автобусы исчезали с городских улиц уже в 8 часов вечера.

Именно для обеспечения транспортной доступности предприятий, работающих в ночное время, лондонское метро с августа 2016  года начало работать до 4 часов утра в ночь с пятницы на субботу и в ночь с субботы на воскресенье. Пока в этом задействованы только некоторые линии метро, но их список постоянно расширяется. За первый год работы ночная подземка принесла городской экономике 171 миллион фунтов (96 млрд тг).

Ночные автобусы в Лондоне впервые появились более 120 лет назад - в 1913 году, и на сегодняшний день там действует 52 ночных маршрута и ещё 72 автобусных маршрута работают круглосуточно. Для сравнения, в Алматы существует только 1 ночной маршрут №3 с единственным автобусом на нём и вовсе непостоянной работой.

О проблему нехватки ночного общественного транспорта разбивается возможность реализации критериев демографической и  финансовой доступности ночной экономики. Не все могут управлять или позволить себе владеть автомобилем, для кого-то услуги такси недоступны в силу страхов или человек может не иметь на него денег. Это оставляет только очень узкую прослойку возможных пользователей ночной экономики, едва ли достаточную, для расширения списка занятых в ней предприятий дальше ресторанов и баров. Хотя расширение спектра ночных предприятий  привлекло бы более широкую аудиторию с разными предпочтениями. Но алматинская ночная экономика существует сейчас к сожалению именно для узкой прослойки людей.

Если бы вопрос массовой транспортной доступности оказался решён, то это открыло бы возможности для более продолжительной работы многих бизнесов и организаций. Например, предприятия занятые в торговле, не могут позволить себе работать допоздна потому что поток потенциальных и конечных клиентов на улицах ослабевает, а значит затраты на поддержание дополнительных часов работы едва ли окупятся. Имей же они условия для изменения графика работы, это означало бы дополнительную прибыль. 

Таймс Сквер ночью
Таймс Сквер ночью. Источник фото: Wikimedia Commons.

Такие предприятия культуры, как например музеи, сейчас едва ли относятся даже к вечерней экономике. Их рабочий день завершается одновременно с обычным офисным, в 18 часов ровно. Библиотеки как правило доступны для читателей только до 20 часов, но выдача книг также заканчивается в 19:00. В результате в будние дни многие предприятия культуры попросту недоступны для подавляющего большинства работающих горожан.

От этого страдают как музеи, которые работают практически вхолостую, так и горожане, не способные оценить музейных коллекций. Также и культурные мероприятия, к которым помимо театральных постановок относятся, например, лекции, чаще начинаются почти сразу по завершению рабочего дня, что не позволяет многим потенциальным посетителям нормально добраться к их началу.

Следует заметить, что в последние годы в г. Алматы наметилась безусловно положительная тенденция реконструкция старых библиотек в полноценные культурно-досуговые молодёжные центры. И как минимум одна из библиотек нового формата уже  работает в круглосуточном режиме.

Кроме того, активными потребителями благ ночной экономики помимо горожан являются туристы и именно на них рассчитаны многие меры по её развитию. Иностранные туристы обладают сильнейшим интересом к местной культуре, и потому расширение возможностей знакомства с ней, и более широкий к ней доступ, значительно повышают туристическую привлекательность города.

И здесь снова возникают вопросы транспортной доступности, в этом случае достопримечательностей. Например, парк Кок-Тобе его канатная дорога работают до часу ночи, а шаттлы и вовсе круглосуточно, но вот попасть к канатной дороге или шаттлам на Кок-Тобе после 21-22 часов на общественном транспорте едва ли возможно, поскольку городские автобусы к тому времени исчезают с маршрутов.

Стоит особо отметить, что именно развитие сектора культуры играет важнейшую роль в изменении восприятия ночной экономики в обществе в позитивную сторону.

Привлечение большего числа людей в центр города в конечном счёте может перейти от потребности в безопасности и правопорядке к распространению этой самой безопасности. Станет сложно натолкнуться на грабителей и иных преступников в безлюдном переулке, так как понятие “безлюдного” начнёт исчезать - люди сами наполнят их обеспечивая пассивное наблюдение. И это может распространиться не только на центр города, но и на окраины, где устойчивый поток людей к остановкам общественного транспорта и от них окажет тот же позитивный эффект на безопасность окраинных улочек и дворов.

Алматы определённо обладает потенциалом к развитию ночной экономики, но пока она находится в зачаточном состоянии. Происходящее сейчас обновление центральной части города с созданием дружелюбной к пешеходу среды, проведение фестивалей искусства и концертов постепенно помогают ему раскрыться. Но для достижения настоящего успеха необходимы целенаправленные действия городских властей.

И одним из первых, если не самым первым, шагом должно стать развитие общественного транспорта, и особенно изменение графика работы общественного транспорта. И в целом его развитие помогло бы сократить, а то и вовсе устранить потребность в использовании личного автомобиля даже днём. По результатам зарубежных исследований, пользователи общественного транспорта более склонны к спонтанным покупкам, нежели автомобилисты в любое время суток. Культурные мероприятия и работающие допоздна магазины едва ли имеют смысл, если до них нельзя доехать или вернуться от них домой. Когда все детали будут собраны вместе, город действительно получит новую жизнь, а его экономика - абсолютно новый стимул. 

Согласно некоторым источникам, в 1915 году городская дума Верного рассматривала вопрос об установке освещения на улицах города, погружавшихся в кромешную тьму после заката. Но дума отвергла инициативу заявив: “Средства на освещение улиц не отпускать, так как порядочным горожанам по вечерам надлежит быть дома”. С тех пор прошло больше сотни лет, значение “порядочности” значительно изменилось, а на улицах теперь уже Алматы даже появилось освещение. И вот теперь городу предстоит решить должны ли горожане вечерами и даже ночью проводить время вне своих домов, наслаждаясь благами городской жизни и одновременно развивать городскую экономику.  Или же им как сто лет назад по вечерам надлежит быть дома.

Источники информации, использованные при написании статьи: 
Culture and the Night Time Economy. Greater London Authority. 2017
Manifesto for the Night Time Economy. Philip Colvin CQ. 2016
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.