В Послании народу 8 сентября 2025 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выделил проблему электросамокатов, как потенциальной угрозы для пешеходов. Хотя в Послании президента прозвучал призыв решить ситуацию, сам текст обращения не содержал прямого поручения о запрете самокатов.
В обращении к народу он отметил:
«Следует обратить внимание и на электросамокаты, эта тема оживленно обсуждается в обществе. Два года назад были внесены законодательные изменения, которые предусматривают ограничения при движении по пешеходным дорожкам. Но ситуация в общественных местах сильно не изменилась, граждане все еще подвергаются опасности. На сегодняшний день подготовлены законодательные поправки, регулирующие данную сферу, необходимо безотлагательно их принять. Жизнь каждого гражданина, каждого ребенка бесценна, и здесь не может быть мелочей. В конечном счете, все это – важные шаги на пути построения Безопасного Казахстана.»
Однако реакция на местах пошла по самому простому пути: полиция в Алматы, Астане и Шымкенте практически сразу приступила к массовому изъятию средств индивидуальной мобильности, что создаёт впечатление, будто проблему решают через запретительные меры, а не через развитие инфраструктуры и формирование правил.
Урбанисты и эксперты сходятся во мнении, что подобный сценарий отражает привычную модель управления, где в первую очередь убирают объект конфликта с улиц, но не устраняют его причины.
Елена Ерзакович, эксперт в области устойчивого транспорта и экополитики, отмечает, что за текущий год город не получил улучшений в инфраструктуре для микромобильного транспорта.
«Ни одной новой выделенной линии в городе не появилось в этом году несмотря на огромный спрос. И велодорожек в центре тоже больше не стало. Все эти разговоры про "будущую инфраструктуру которая появится через год два реально всем приелись" и явно показывают неспособность акимата реализовывать в срок свои же планы и приоритеты в сторону роста автомобилизации. Мы эти обещания читаем уже пять лет .»
Юрист Ержан Есимханов предлагает рассматривать самокат как источник повышенной опасности наравне с автомобилем или мотоциклом.
«Во-первых, нужно признать самокат источником повышенной опасности. Таким же, как машина или мотоцикл. Законодательно это закрепить, сейчас такого правила нет. А источник повышенной опасности по закону нельзя передавать несовершеннолетним. А если несовершеннолетний им вдруг управляет и причиняет кому-то вред, то ответственность несет владелец, то есть прокатная компания. То есть, если самокат кому-то что-то повредил, пострадавший будет иметь право обратиться как к тому, кто самокатом управлял, так и в прокатную компанию. А это заставит такие компании всерьез задуматься. Ограничить максимальную скорость передвижения – об этом давно говорят. Разработать приложения, которые будут фиксировать, где находится самокат и не выехал ли он на пешеходную дорожку. Отсекать от доступа к приложению нарушителей. Вообще более тщательно подходить к выбору клиентов. О страховании позаботиться. Пара месяцев на внесение изменений в соответствующие законы, еще полгода на то, чтобы сформировалась практика. И намного лучше будет ситуация. Главное -захотеть.»
Со своей стороны, Ерлан Сакенов, основатель сообщества «Астана — Что? Где? Когда?», подчёркивает, что вопрос нельзя сводить к запрету, так как самокаты стали частью транспортного баланс.
Отдельного внимания заслуживает позиция Адиля Нурмакова, который подробно разобрал проблему электросамокатов. Его аргументы и предложения читайте по ссылке здесь.«В целом по электросамокатам я 50/50. Это комплексная проблема. Считаю нужна необходимая инфраструктура и участие самих шеринговых компаний, которые если честно расслабились. Сейчас можно увидеть по двое трое детей на самокатах. Плюс здесь полиция сама бездействует. Давно бы установили регистрационные гос номера на самокаты. Считаю, что самокаты нужны, но с еще большим мониторингом на возраст, количество человек на самокат и маршруты. Некоторые пути можно закрыть для самокатов. Какие зоны они покрапывают решают сами компании. Так что как говорится было бы желание шейринговых компаний. В целом, многие доставщики сами уже ездят на своих электровелосипедах и своих самокатах. Надо подтягивать инфраструктуру. Туда и запихнуть велосипедистов. Надо решать нашу проблему с самокатами комплексно и просто запретить их не решение. Надо инфраструктуру двигать точно. Еще я считаю это вина законотворчества, раз закон не работает. Недоработка. Эти пункты должны быть изначально.»
В Послании речь шла о системных изменениях и создании условий для безопасной мобильности, и именно в этом направлении стоит искать ответы. Устойчивое развитие города возможно только через построение транспортной среды, в которой найдётся место каждому виду передвижения.