Фото: Кайрат Конуспаев
В Алматы обсуждается вопрос ограничений на использование электросамокатов, включая запрет езды на тротуарах. 26 ноября в офисе партии Respublica состоялось рабочее заседание, посвящённое вопросам развития и регулирования сервиса кикшеринга в городе.
Шолпан Абдихаликова, председатель алматинского городского филиала партии Respublica, выступает против полного запрета и предлагает комплексное регулирование этого вида транспорта.
«Сейчас общественный транспорт у нас перегружен. Если мы отменим самокаты, люди пересядут на машины, и пробки станут еще хуже. Алмата — загруженный город, у нас смог, и мы хотим почистить атмосферу. Компания JET, Yandex Go и другие крупные игроки инвестировали немалые средства в этот бизнес. Мы хотим поддержать участников рынка, чтобы этот бизнес развивался — это полезно для общества и для города».
По словам Абдихаликовой, партия Respublica готовит обращения в парламент с предложениями по регулированию электросамокатов на основе анализа данных и практики всех операторов.
.jpeg)
Фото: Кайрат Конуспаев
Мейрамбек Абелкасов, основатель компании JET, представил подробный доклад о текущей ситуации с электросамокатами в Алматы и перспективах их регулирования. Доклад был подготовлен Единым Оператором Микромобильности и включает данные Jet, Yandex Go и Whoosh.
На сегодня в стране насчитывается более 30 000 шеринговых самокатов, а количество пользователей приближается к 2 миллионам. При этом 93% поездок совершаются в транспортных целях, что подчеркивает значимость этого вида транспорта для повседневной мобильности жителей.
Одним из ключевых преимуществ кикшеринга является значительное снижение нагрузки на общественный транспорт. В будние дни в Алматы совершается свыше 100 000 поездок на электросамокатах, а в пиковые моменты пассажиропоток сервисов шеринга сопоставим с пассажиропотоком Алматинского метрополитена, где рекорд составил 117 000 поездок в день.
.jpeg)
Фото: Кайрат Конуспаев
Сравнение доступности и комфорта разных видов транспорта показывает очевидное преимущество микромобильных сервисов. Электросамокат доступен круглосуточно, средний чек составляет 510 тенге, что ниже стоимости поездки на такси (2 200 тенге) и немного выше, чем проезд в общественном транспорте (120–240 тенге), при этом самокаты удобны для ночных и внепиковых поездок.
Популярность транспорта Мейрамбек Абелкасов объясняет несколькими факторами: плотная застройка, ограниченная сеть метро (всего 11 станций), высокий спрос на малый и средний бизнес, развитая сеть велодорожек, а также социальные привычки жителей:
«Если взять все постсоветское пространство, в Алматы одна из лучших сетей велодорожек. В Москве и Киеве такой инфраструктуры нет, что ускорило популяризацию электросамокатов».
.jpeg)
Фото: Кайрат Конуспаев
CEO JET Мусалав Алибеков акцентировал внимание на том, что электросамокаты стали важной частью транспортной системы Алматы и закрывают те задачи, с которыми традиционная инфраструктура перестала справляться.
«Мы видим, что электросамокаты реально помогают городу и уже стали частью решения транспортных задач. Алматы вырос почти на 50 процентов за десять лет, и транспортная система просто не успела за такими темпами. По спросу на самокаты Алматы впереди всего СНГ, и лишь Москва показывает сопоставимые цифры. Для города наших масштабов это огромный показатель»
Развитый малый и средний бизнес, наличие ночных смен в сфере HoReCa, высокая плотность населения и инфраструктура велодорожек делают Алматы одним из лучших городов СНГ для микромобильного транспорта. При дальнейшем развитии сети велодорожек и парковочных мест город может стать столицей микромобильного транспорта в СНГ.
Абелкасов подчеркнул необходимость инфраструктуры и сотрудничества с городом:
«В Алматы запланировано 5000 виртуальных парковок для электросамокатов. Одно парковочное место для автомобиля дает 10–12 парковок для самокатов. Но мы не можем создавать их сами — это территория города, и необходима координация с Акиматом».
Представители микромобильного транспорта рассказали о мерах безопасности, которые уже внедряются. В их числе единый центр приёма обращений, увеличенные номерные знаки и введение «медленных зон» для снижения риска происшествий.
.jpeg)
Фото: Кайрат Конуспаев
В дополнение к статистике и аргументам в пользу электросамокатов компании предложили внедрить комплексную систему фиксации нарушений. Основой станет цифровая интеграция с платформой «Сергек», которая позволит автоматически фиксировать нарушения и идентифицировать нарушителей.
Собрание всех компаний, работающих с электросамокатами, показало, что одной из ключевых проблем остаются парковки и организация пространства на тротуарах. Без чётко обозначенных парковок пользователи оставляют самокаты где попало, что создаёт беспорядок и мешает пешеходам. Эксперты отмечают, что для эффективного функционирования сервисов проката необходима дополнительная инфраструктура: новые дорожки, парковочные места и постоянная работа по регулированию.

Фото: Кайрат Конуспаев
Шолпан Абдихаликова, председатель алматинского городского филиала партии Respublica, подчеркнула значимость объединения участников рынка:
«Благодарю вас, что все собрались оперативно, потому что депутаты Мажилиса запросили цифры и анализ ситуации для принятия решений. Ваши ответы помогут выработать чёткие рекомендации и обеспечить эффективное регулирование отрасли».
От партии Respublica в Мажилисе выступит Куспеков Олжас, который будет защищать позицию о сохранении возможности использования электросамокатов на тротуарах, подчёркивая важность этого вида транспорта для разгрузки общественного транспорта, снижения пробок и улучшения экологической ситуации в городе.
