ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях.
РАЗРЕШИТЬ
НЕ СЕЙЧАС
12.09.2025
17:14:53
ru
kz

Самокатчики vs пешеходы: взгляд архитектора Нурлана Туреханова

Интервью
12.09.2025
13:52
Самокатчики vs пешеходы: взгляд архитектора Нурлана Туреханова
Фотография из личного архива Нурлана Туреханова

Ситуация с электросамокатами продолжает вызывать споры. Дизайнер и архитектор Нурлан Туреханов собрал причины конфликтов, оценил роль всех участников движения и предложил пути организации безопасного и комфортного совместного использования городских улиц. По мнению эксперта, сложившаяся ситуация складывается под влиянием нескольких факторов.
 

Отношусь с пониманием к недовольству пешеходов самокатчиками. Они пугают стариков, нервируют мамочек, раздражают папочек. То проносятся мимо благопристойных пешеходов как угорелые, то бросают самокаты где попало, загородив проход. Идея, о которой горожане фантазировали как о благе, обернулась проблемами. И они решили запретить.

 
Отношусь с пониманием к недовольству пешеходов самокатчиками. Они пугают стариков, нервируют мамочек, раздражают папочек. То проносятся мимо благопристойных пешеходов как угорелые, то бросают самокаты где попало, загородив проход. Идея, о которой горожане фантазировали как о благе, обернулась проблемами. И они решили запретить.
 
А виновных, как водится, сразу несколько. Это и город, вернее ее администрация, которая отнеслась к созданию инфраструктуры формально, это и сами прокатчики, которые позволяют самокатчикам оставлять самокат где попало, и это, собственно, сами пешеходы, которые частенько и с удовольствием ходят по велодорожкам.
 

Нет в этом списке отдельно самокатчиков, потому что самокатчики это и есть пешеходы. Не с луны же они свалились?


Просто в основном это пешеходы возрастной категории от 16 до 30, молодое поколение, у которых обычно меньше всего прав. Они и не знают их, а если знают, то не могут их защитить. Их легко можно заткнуть, можно накричать на них, можно дать, а потом отобрать самокат, разрешить курить вейпы, а потом запретить, устраивать облавы в их ночных клубах или даже просто подойти к стайке и сказать им: пошли вон отсюда.
 
Исключением является война. Не дай бог, конечно, но если вдруг, то мы именно их и отправим умирать первыми. Удобно, да? Кто так поступает? А те, кто сам был бесправным и гонимым еще 10–20 лет назад. Это такая гражданская дедовщина. Нас гоняли, и мы будем гонять. В армии мы таких называли обиженными. Им ничего не объяснишь, они просто должны взять свое, вернуть все те унижения, через которые прошли сами. Они когда-то не смогли постоять за себя, а теперь мстят слабым. И тут, конечно, у них есть тысяча причин, оправдывающих их. Ну, кроме той, что они сами писались от страха по углам, и в этом вся причина. Этого они уже не помнят.
 

Давайте разбираться. Начнем с того, что мир изменился, а мы нет. Так же как сто лет назад на наших дорогах появился автомобиль, и людям пришлось перейти с середины дороги на обочину, так и теперь появился самокат, и нам придется делиться.

 
Интересно, были ли попытки пешеходов сто лет назад запретить автомобили? Они намного опаснее самокатов. В прошлом году в Алматы из-за авто погибло 94 человека. По одному каждые четыре дня. В том числе три-четыре самокатчика. А из-за самоката пока не погиб никто. И пусть никто и не погибнет.
 

Больше всего всех раздражает поведение самокатчика. К слову, воспитанного тем самым пешеходом-запретителем. Той же матерью с коляской, тем же стариком или не стариком внешне, но уже давно душой.

 
Поскольку это стоит денег, то пешеходы садятся на самокат не забавы ради, а при крайней необходимости. Примерно так же, как и другие, когда садятся в свое авто или в автобус. Самокатчики спешат по одной причине: компания списывает деньги за минуты. Чем медленнее едешь, тем больше платишь. А это в основном молодежь, которая делит теньгушки между поездкой на самокате и донером.
 

1. Вот вам и первый путь решения: компаниям брать деньги за расстояние, а таймер включать только когда самокат стоит на одном месте больше двух минут. Это исключит нецелевое использование и необходимость нестись на максимальной скорости.
2. Часто велодорожки, в отличие от тротуаров, не освещены в темное время суток. А велодорожки бывают и с ямами, и с мусором, так что можно упасть и сломать себе что-нибудь. Поэтому самокатчики выбирают тротуары. Значит, надо осветить и следить за покрытием.
3. Штрафовать тех самокатчиков, кто оставляет самокат где попало, вплоть до бана. Определить стоянки на каждом перекрестке или остановке таким же способом, как решилась проблема тележек в больших супермаркетах. Вставляешь 200 тенге в ячейку, отстегиваешь самокат и едешь. По приезде на стоянке пристегиваешь самокат и возвращаешь свои 200 тенге. Если бросил, то найдется человек, кому 200 тенге нужнее, и докатит ваш самокат до стоянки.
4. Родителям поговорить со своими детьми на предмет культуры вождения самоката. На что-то же должны быть способны эти родители?
5. Разрешить самокатчикам ездить по автобусным линиям, если нет рядом дорожки. 25 км в час вполне себе скорость для мегаполиса.
6. Пешеходам объяснить, что они не пупы земли, и при выходе на пешеходный переход они обязаны, обязаны, обязаны убедиться, что не вызовут аварийной ситуации.
7. Ну и заставить акимов района вместе с представителями компании самокатчиков раз в неделю объезжать свои районы на самокате. Один раз днем, другой ночью.

 
Ситуация с электросамокатами показывает, что изменения в городской среде требуют внимания ко всем участникам движения. Чтобы совместное использование улиц было безопасным и комфортным, важно учитывать интересы как пешеходов, так и самокатчиков, создавать инфраструктуру и правила, которые помогают находить компромиссы. И, как подчеркнул эксперт, в основе решения конфликтов лежит идея:

«Надо уважать всех, кто живет рядом с вами. Надо просто находить компромиссы. Иначе те, кто сейчас унижает молодежь, будут унижены ими, когда уже они будут решать, платить ли вам пенсии и вообще стоит ли о вас заботиться, или можно уже запретить вам жить.»

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.