ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях.
РАЗРЕШИТЬ
НЕ СЕЙЧАС
10.09.2025
10:21:14
ru
kz

Подземные переходы безопасны лишь на бумаге: общественный мониторинг выявил барьеры

Инклюзия
09.09.2025
13:31
Подземные переходы безопасны лишь на бумаге: общественный мониторинг выявил барьеры
Фотография из личного архива Богдана Джепка

Акимат Алматы рассматривает возможность ликвидации наземных пешеходных переходов в центральной части города, где уже есть подземные переходы. В управлении городской мобильности отмечают, что такие переходы считаются безопасными, так как полностью исключают пересечение транспортных и пешеходных потоков. Особенно это актуально для оживлённых магистралей: проспектов Достык, Сейфуллина, Абылай хана и улиц Гоголя, Кабанбай батыра и Жибек жолы.
 
В Алматы насчитывается 127 пешеходных переходов и 43 из них подземных. Общественный совет города указывает, что маломобильные группы граждан сталкиваются с серьёзными трудностями при пользовании переходами, подземные спуски часто имеют слишком крутые пандусы и отсутствуют поручни. 3 сентября Общественный Совет города Алматы провел мониторинг инфраструктуры для людей с особыми потребностями. Проверка показала, что многие подземные переходы и пандусы остаются недоступными.
 

Богдан Джепка, член общественного совета города, отмечает: «Даже оборудованные пандусы иногда слишком крутые. Для здорового человека это мелочь, для маломобильного — барьер, который ограничивает свободу передвижения. Недавно мы предложили совершенно другой подход — на примере улицы Райымбека. Он полностью отражает дух концепции «Инклюзивного города». Вместо подземных тоннелей, которые в реальности недоступны большинству, нужно создавать логичную, наземную инфраструктуру. Такая модель, в отличие от прежней, работает в интересах всех: родителей с колясками, пожилых людей, людей с травмами, туристов и просто горожан, которые хотят спокойно перейти улицу. Решение очень простое — наземный переход с ручным светофором. Даже на загруженных магистралях вроде Аль-Фараби можно реализовать островки безопасности, которые позволяют пересекать дорогу поэтапно. И что особенно важно — такие решения требуют кратно меньших затрат, чем строительство надземных конструкций.»

 

Улан Инкарбеков, председатель алматинского городского общества инвалидов, подчёркивает: «Проектирование переходов должно учитывать наклон пандусов, ширину спусков, наличие поручней и тактильных направляющих. Подземные переходы безопасны только тогда, когда ими можно воспользоваться без посторонней помощи. В противном случае город создаёт новые барьеры вместо того, чтобы облегчить передвижение».

 
Представитель управления городской мобильности в ответ на запрос Первого канала Евразия пояснил, что создан отдельный отдел инклюзии, который совместно с общественными активистами и проектировщиками разрабатывает корректные решения. В ближайшие месяцы планируется реконструкция остановочных комплексов и улучшение пандусов, а владельцы объектов получают предписания по адаптации инфраструктуры.
 
Подземные переходы могут быть безопасными, но пока они остаются неудобными для значительной части горожан. Мировой опыт и научные исследования показывают: именно наземные mid-block переходы обладают рядом преимуществ, напрямую связанных с безопасностью, доступностью и качеством городской среды.
 
Исследование Федерального управления шоссейных дорог США (FHWA) показывает, что наземными переходами пользуются 76 % детей и 81 % пожилых. Это означает: самые уязвимые группы предпочитают наземный формат. Пешеходы выбирают прямой и удобный путь.
 
Современные города уходят от практики тотальной «развязки» потоков. Уровень улицы становится пространством жизни: кафе, торговля, прогулки, городские события. Убирать наземные переходы — значит искусственно разделять людей и пространство. Грамотно оборудованные mid-block переходы интегрируют пешехода в городскую ткань, делая центр живым и доступным.
 
Алматы стоит ориентироваться не на ликвидацию наземных переходов, а на их качественную модернизацию: установка светофоров, освещения, островков безопасности и «умных» систем позволит сохранить баланс между безопасностью и доступностью. Именно такой подход соответствует мировым стандартам развития устойчивых и удобных городов.
 

 
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.