Финская столица Хельсинки впервые за год не зафиксировала ни одного смертельного ДТП. Последний случай гибели произошёл в июле 2024 года. Для города с почти 700 тысячами жителей это не совпадение, а результат системной транспортной политики, выстроенной по принципу Vision Zero – полного исключения смертности на дорогах.
В то время как Хельсинки демонстрирует, что безопасные улицы возможны, в Казахстане ситуация остаётся критической.
Казахстан: тревожный рост числа ДТП и погибших
По данным МВД и Национального центра общественного здравоохранения, в 2024 году в Казахстане произошло 31 597 дорожно-транспортных происшествий. Это на 98,9 % больше, чем в 2023 году. В этих авариях погибли 2 579 человек, а 43 452 получили травмы. Средняя смертность составила 12,2 на 100 тысяч населения – один из самых высоких показателей в мире.
Ситуация остаётся напряжённой и в 2025 году. Только за первое полугодие зафиксировано 15 698 ДТП, в которых погибли 955 человек, а 22 346 получили травмы. Почти 85 % аварий происходят в черте населённых пунктов, особенно в местах с плохим освещением, отсутствием тротуаров и нерегулируемыми переходами.
Как Хельсинки добился нулевой смертности
Хельсинки подошёл к задаче комплексно:
-
снижение лимита скорости до 30 км/ч на большинстве городских улиц
-
сужение проезжей части, установка «островков безопасности», посадка деревьев и кустарников вдоль дорог
-
строительство 1500 км велодорожек с физическим разделением от автомобильного движения
-
развитие трамвайной сети и внедрение электробусов
-
установка 70 камер контроля скорости, штрафы за превышение – от 200 евро
-
обязательное расследование каждого ДТП с жертвами междисциплинарной комиссией
«Мы сознательно делаем дороги менее комфортными для водителей, чтобы они ехали медленнее. Это спасает жизни», – пояснила Реэтта Путконен, директор по транспортному планированию Хельсинки.
В результате, за последние 20 лет Хельсинки сократил количество ДТП с 727 до 14 в год. В 2024 году город впервые прошёл целый год без смертельных аварий.
Что могут перенять казахстанские города
Чтобы снизить смертность на дорогах, казахстанским городам необходимо:
-
внедрять зоны с ограничением скорости до 30 км/ч в жилых районах и у школ
-
пересматривать уличную геометрию – сужать полосы, устраивать «тихие улицы»
-
активно развивать пешеходную и велоинфраструктуру
-
усиливать контроль за скоростью и поведением водителей
-
системно анализировать все аварии с участием пешеходов и велосипедистов