Хельсинки достиг нуля смертей на дорогах — урок для казахстанских городов

Зарубежные новости
04.08.2025
20:07
Хельсинки достиг нуля смертей на дорогах — урок для казахстанских городов

Финская столица Хельсинки впервые за год не зафиксировала ни одного смертельного ДТП. Последний случай гибели произошёл в июле 2024 года. Для города с почти 700 тысячами жителей это не совпадение, а результат системной транспортной политики, выстроенной по принципу Vision Zero – полного исключения смертности на дорогах.

В то время как Хельсинки демонстрирует, что безопасные улицы возможны, в Казахстане ситуация остаётся критической.

Казахстан: тревожный рост числа ДТП и погибших

По данным МВД и Национального центра общественного здравоохранения, в 2024 году в Казахстане произошло 31 597 дорожно-транспортных происшествий. Это на 98,9 % больше, чем в 2023 году. В этих авариях погибли 2 579 человек, а 43 452 получили травмы. Средняя смертность составила 12,2 на 100 тысяч населения – один из самых высоких показателей в мире.

Ситуация остаётся напряжённой и в 2025 году. Только за первое полугодие зафиксировано 15 698 ДТП, в которых погибли 955 человек, а 22 346 получили травмы. Почти 85 % аварий происходят в черте населённых пунктов, особенно в местах с плохим освещением, отсутствием тротуаров и нерегулируемыми переходами.

Как Хельсинки добился нулевой смертности

Хельсинки подошёл к задаче комплексно:

  • снижение лимита скорости до 30 км/ч на большинстве городских улиц

  • сужение проезжей части, установка «островков безопасности», посадка деревьев и кустарников вдоль дорог

  • строительство 1500 км велодорожек с физическим разделением от автомобильного движения

  • развитие трамвайной сети и внедрение электробусов

  • установка 70 камер контроля скорости, штрафы за превышение – от 200 евро

  • обязательное расследование каждого ДТП с жертвами междисциплинарной комиссией

 

«Мы сознательно делаем дороги менее комфортными для водителей, чтобы они ехали медленнее. Это спасает жизни»,  пояснила Реэтта Путконен, директор по транспортному планированию Хельсинки.


В результате, за последние 20 лет Хельсинки сократил количество ДТП с 727 до 14 в год. В 2024 году город впервые прошёл целый год без смертельных аварий.

Что могут перенять казахстанские города

Чтобы снизить смертность на дорогах, казахстанским городам необходимо:

  • внедрять зоны с ограничением скорости до 30 км/ч в жилых районах и у школ

  • пересматривать уличную геометрию – сужать полосы, устраивать «тихие улицы»

  • активно развивать пешеходную и велоинфраструктуру

  • усиливать контроль за скоростью и поведением водителей

  • системно анализировать все аварии с участием пешеходов и велосипедистов


Почему это вопрос не только инфраструктуры, но и политической воли

Опыт Хельсинки показывает, что цель Vision Zero – достижима. Но для этого нужны не только дороги и камеры, а стратегия, в центре которой – человек. Пока в Казахстане ежедневно в ДТП гибнут в среднем 7 человек, вопрос не стоит в том, возможно ли снизить смертность, а в том, готовы ли мы это сделать.

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.