Платформенная занятость в Казахстане: представлены результаты масштабного исследования

Новости Казахстана
15.08.2025
10:16
Платформенная занятость в Казахстане: представлены результаты масштабного исследования
Изображение создано редакцией портала

Urban Forum Kazakhstan представила результаты масштабного анализа платформенной экономики страны, изучив, как работают и чем живут сотни тысяч казахстанцев, зарабатывающих через цифровые сервисы. 

Согласно данным, свыше 500 тысяч человек, или около 5–6% всего трудоспособного населения, получают доход от работы на платформах. Полный отчет доступен по ссылке

 
Крупнейшие направления платформенной занятости в Казахстане — такси и курьерская доставка. На этом рынке работают как международные сервисы Wolt, Glovo, «Яндекс.Go», так и казахстанский Chocofood/Рядом. Внутригородские перевозки в основном выполняются через «Яндекс.Go», междугородние — через inDrive.
 
Гибкий график, возможность совмещать с учебой или основной работой, отсутствие прямого начальства и потенциально высокий доход — главные факторы, влияющие на выбор такого формата. При этом курьеры в среднем выполняют от 5 до 15 заказов в день в зависимости от длительности смены, но свыше 10 заказов в день даются с трудом из-за усталости. Водители такси совершают в среднем 3,7 поездки в час, а лидером по интенсивности работы стал Кентау — 5,9 заказов в час, в то время как в Алматы показатель составляет около 2 заказов в час.
 
Водители выбирают «Яндекс» за автоматическое распределение заказов и возможность получать заказы с более низкого тарифного сегмента в период простоя, однако высокие комиссии воспринимаются как минус. inDrive ценят за более низкие комиссии и мягкие требования к автомобилю, но признают, что поток клиентов здесь менее стабилен.
 
Курьеры отмечают, что требования «Яндекса» строже, и некоторым сложно им соответствовать, что подталкивает к переходу на другие платформы. При этом в последнее время сервис стал внимательнее реагировать на обратную связь. Wolt выделяется позитивными отзывами благодаря практике сбора ежедневных комментариев от курьеров о работе приложения, заведений и взаимодействии с клиентами.
 
Налоги и социальные гарантии
Пока регулирование платформенной экономики в Казахстане находится на этапе формирования. В 2024 году завершился пилотный проект по тестированию нового налогового режима для таксистов в Астане и Алматы, в котором участвовали «Яндекс.Такси», Министерство труда и социальной защиты и Комитет госдоходов. Платформа начисляла и уплачивала налоги за водителей, что позволило более 70 тысячам участников получить социальные гарантии.
 
В рамках нового Налогового кодекса обсуждается введение режима «Платформенная занятость», который расширит этот опыт. Вместе с тем в обществе сохраняется скепсис: многие участники рынка не рассчитывают на социальную поддержку и планируют обеспечивать себя самостоятельно.
 
Часть работников продолжает трудиться без регистрации ИП, опасаясь роста налоговой нагрузки. Однако оформление ИП на платформе дает приоритет в распределении заказов. По планам правительства, к концу 2026 года все водители, работающие через таксопарки, перейдут в статус платформенных работников с обязательной регистрацией. Параллельно обсуждается возвращение статуса самозанятых, что может позволить работать без ИП.
 

Эксперты Urban Forum Kazakhstan подчеркивают, что устойчивое развитие платформенной экономики возможно только при сотрудничестве государства и самих платформ. Чрезмерное регулирование способно замедлить инновации, а его отсутствие — увеличить нестабильность и риски.

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.