В Алматы велоспорт и велопрогулки набирают популярность, но развитие инфраструктуры не успевает за этим ростом. В городе почти нет выделенных велодорожек, отсутствуют безопасные маршруты для тренировок, а горные трассы, которые могли бы стать точками притяжения для спортсменов и туристов, остаются небезопасными. Ева Балтабек, спортивный нутрициолог, стала свидетельницей как тренер, Дмитрий Корабельников, попал в серьёзную аварию на спуске с Медео и получил тяжёлые травмы. Она поделилась историей в социальных сетях и призвала улучшить ситуацию на дорогах. Мы решили поговорить с ней подробнее о том, с какими проблемами безопасности сталкиваются велосипедисты на наших дорогах.
Ева, расскажите, что именно произошло на спуске с Медео в тот день?
В тот день Дмитрий ехал по своему обычному тренировочному маршруту, спускался с Медео по своей полосе, строго соблюдая правила дорожного движения и двигаясь справа. Напротив ехала машина, которая собиралась повернуть налево — поворот там разрешён. Водитель разогнался, чтобы совершить поворот и подняться на горку, но его ослепило солнце, из-за чего он не заметил Дмитрия. В результате произошло серьёзное столкновение. У него были сломаны рёбра, таз и повреждены внутренние органы.
Эта ситуация показывает, насколько опасна дорога даже для опытных спортсменов, которые всегда соблюдают правила и двигаются аккуратно.

Как сейчас состояние Дмитрия? Что говорят врачи?
Сейчас Дмитрия перевели из реанимации в травматологическое отделение. Врачи продолжают вливать кровь и тщательно наблюдают за его состоянием. На данный момент решается вопрос о необходимости операции на тазобедренной области. Во время экстренной операции хирурги сшили повреждённую печень и удалили селезёнку, также провели все необходимые процедуры для восстановления работы лёгкого. Сейчас Дмитрий отключён от аппарата искусственной вентиляции лёгких, что означает, что его состояние остаётся тяжёлым, но стабильным. Мы все надеемся на его скорейшее выздоровление.
Какие основные опасности подстерегают велосипедистов в Алматы и на горных маршрутах?
Одной из ключевых проблем является низкая культура вождения среди некоторых автолюбителей. Очень часто велосипедистов зажимают на дороге, проезжают в опасной близости, а иногда даже специально создают опасные ситуации, подрезая их или не давая безопасно обогнать. В странах с развитой велоинфраструктурой, например в Европе, водители ожидают удобного момента, чтобы аккуратно объехать велосипедиста, строго соблюдая дистанцию не менее 1,5 метра. Такая практика снижает количество аварий и делает движение безопасным для всех участников. Увы, у нас подобное отношение пока редкость, и это создаёт серьёзную угрозу для жизни и здоровья.
Как, по вашему мнению, должен выглядеть маршрут на Медео, чтобы им могли безопасно пользоваться и спортсмены, и любители?
Идеальный вариант — выделенная велосипедная полоса с физическим ограждением от автотранспорта. Важно, чтобы эта полоса была достаточно длинной и соответствовала требованиям тренировочного маршрута, ведь спортсмены, особенно занимающиеся велоспортом профессионально, нуждаются в длительных подъёмах и безопасных спусках для подготовки и сборов. Горы Алматы — одно из главных природных достояний, которые способны привлечь множество туристов и спортсменов со всего мира.
Создание инфраструктуры для безопасных тренировок поможет развивать спортивный туризм и повысит престиж города как спортивной площадки. Ежедневно на Медео поднимаются и тренируются сотни любителей и профессионалов, и возможность делать это в безопасности крайне важна.
Существуют ли зарубежные примеры, которые можно применить в Алматы?
Безусловно. В Дубае, к примеру, построен велотрек Аль Кудра, который представляет собой специализированную трассу для длительных и интенсивных тренировок велосипедистов. В Европе широко распространены выделенные велодорожки и трассы, а также хорошо отрегулированное совместное движение, где водители машин культивируют уважение и осторожность по отношению к велосипедистам. Такой опыт можно адаптировать к нашим условиям, учитывая особенности рельефа и городского трафика. Это станет серьёзным шагом к обеспечению безопасности и развитию велоспорта в Алматы.
Что вы хотите сказать властям и жителям города в связи с произошедшим?
Мы тренируемся в горах, потому что это эффективно и полезно для здоровья, однако у нас отсутствуют даже базовые условия безопасности: нет выделенных велополос, разметки и защиты — только узкая обочина и машины, которые нас часто не замечают. В таких странах, как Швейцария, Австрия, Италия, подобные маршруты превращены в туристические велозоны, где люди могут безопасно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Это касается не только спорта — речь идёт о здоровье нации, воспитании детей и формировании вдохновляющего образа жизни.
Почему же у нас велоспорт ассоциируется с экстремальными и опасными тренировками? Сколько ещё аварий должно произойти, чтобы к нам прислушались?
В департаменте полиции Алматы в ответ на запрос информационного портала Vlast.kz после происшествия 6 августа сообщили, что из-за нехватки пространства на улице Керей-Жәнібек хандары обустроить велодорожку до Медео невозможно. Ведомство напомнило, что при её отсутствии велосипедисты должны двигаться по правому краю проезжей части, полосе для маршрутных средств, обочине или тротуару, не создавая опасность пешеходам.
Отсутствие безопасной инфраструктуры превращает горные маршруты в зону повышенного риска, где каждый спуск может обернуться трагедией. Если даже опытный тренер попал в такую ситуацию, то что ждёт подростков и начинающих велолюбителей. Защита и безопасность должны стать приоритетом для города, чтобы обеспечить комфортные условия для всех возрастов и уровней подготовки.