ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях.
РАЗРЕШИТЬ
НЕ СЕЙЧАС
02.07.2025
16:10:08
ru
kz

Микромобильность: самокаты — зло или спасение? Как города решают конфликт пешеходов и самокатов

Интервью
18.06.2025
14:57
Микромобильность: самокаты — зло или спасение? Как города решают конфликт пешеходов и самокатов
В последние годы электросамокаты стали важной частью городского транспорта — удобной, быстрой и, казалось бы, универсальной. Но вместе с этим возникли и конфликты: между пешеходами, автомобилистами и самокатчиками. Почему так происходит, как с этим справляются в разных странах, и что из этого подходит Казахстану? Мы поговорили с урбанистом Аркадием Гершманом, который делится своим видением проблемы и возможных решений.
 
Что такое микромобильность и какова её роль в городах Казахстана?

«Транспортная система городов Казахстана, по большей части, как и на самом деле российских и в целом постсоветских, — там всё довольно грустно. То есть городской транспорт производится по остаточному принципу и чаще всего не может конкурировать с личными автомобилями», — говорит наш собеседник.

Именно поэтому, по его словам, самокаты стали «палочкой-выручалочкой», позволяющей гарантированно доехать куда нужно за понятное время.
Однако масштаб пока ограничен.

«Я думаю, что может быть, там несколько процентов в случае с крупными городами самокаты охватывают, но на этом будто бы и всё».

 
Почему возникают конфликты между пешеходами и самокатами?

Самокат не так уж и опасен — но раздражает.

«Если смотреть объективно, то самокат со скоростью 20–25 км/ч не представляет особой большой опасности для пешеходов даже в случае столкновения. Там скорее опасность именно для того, кто едет на самокате...»

Но восприятие у людей иное:

«Люди чаще всего судят субъективно, потому что когда мимо них кто-то проносится на скорости, которая в 2–3 раза быстрее, чем скорость пешехода, то, естественно, людей это бесит. Особенно, когда кто-то еще начинает звонить на тротуарах».

Какие жалобы чаще всего поступают?

Основные раздражители — это скорость, звонки и неожиданность появления на тротуарах. Это особенно остро ощущается, если самокатчики движутся по тротуарам без предупреждения. Кроме того, водители недовольны, когда самокаты появляются на проезжей части. «У самокатчиков, как правило, нет своего места».
 
Как инфраструктура влияет на ситуацию?

«Если велодорожки где-то и есть на улицах, то они чаще всего делают за счёт тротуаров, методом краски. На самом деле от конфликтов это не спасает».

По мнению эксперта, инфраструктура должна быть продуманной и отделённой от автомобилей и пешеходов с помощью озеленения, уличной мебели и других решений.
Он приводит пример из Альметьевска (Татарстан):

«Когда начали делать велодорожки, выяснилось, что там очень много людей ходят. Потому что в отличие от тротуаров, велодорожки были ровными, без ступенек. Им пришлось менять подходы и заодно делать нормальные тротуары».

Нужно ли ужесточать правила для самокатчиков?

«Я не сторонник ужесточения правил, потому что это борьба с последствиями, такой определённый виктим билдинг», — говорит спикер.

Он считает, что вместо ужесточения правил нужно развивать качественную и предсказуемую транспортную систему: «Даже автобусы должны ездить с качеством метро».
 
Что делается в Астане и Алматы?

«В Астане очень такой, ну, ещё советский подход, что да, конечно, у нас там вместо улиц взлётные полосы, велоинфраструктура обрывается и невозможно нормально пересечь перекрёсток». По его мнению, перекрёстки — самые опасные места, и о самокатчиках там не думают.
«С Алматы там всё чуть лучше, но это скорее сеть и подходы, которые были сделаны уже довольно давно. С тех пор ничего не меняется. Но спасибо, что сделали хотя бы это».

 
Как решают проблему в Европе?

Спикер приводит пример велоулиц:

«Делают ограничения для машин до 20–30 км/ч, приоритет — у самокатов и велосипедистов, при этом остаётся движение машин. Водители должны ехать за ними». Такой подход решает первопричину — опасную скорость автомобилей.
В Германии, Нидерландах, Копенгагене электросамокаты приравняли к велосипедам — «и за счёт того, что велоинфраструктура была, то особых конфликтов не возникло». В Париже самокаты запретили — но только прокатные, и в первую очередь для туристов.

 
Какой вывод?

Вывод нашего собеседника прост:

«Не столько ужесточение правил, сколько должна быть нормальная инфраструктура. Улицы должны быть безопасными и комфортными для всех, а не только для тех, кто внутри машины».

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.