Об этих принципах и практике их внедрения мы говорим с Адилем Нурмаковым — политологом, медиаменеджером, соучредителем и руководителем Urban Forum Kazakhstan. Адиль инициирует прикладные исследования, развивает образовательные программы для подростков и продвигает институциональные изменения, в том числе совместно с Форумом добился создания Градостроительного совета в Алматы.
Urban Forum одна из немногих организаций, системно занимающаяся проблематикой городов. На чём сегодня сосредоточен основной фокус вашей работы?
Действительно, в портфолио нашей команды множество проектов, посвященных обмену знаниями и диалогу между представителями власти, экспертами-практиками и жителями по разным темам – от обеспечения дорожной безопасности и развития городской мобильности, до создания комфортной среды, защиты архитектурного наследия, исследования идентичности городов и их креативного потенциала. Мы проводим масштабные исследования, которые помогают формировать политики, например, в вопросах реновации жилого фонда и социального жилья.
Кроме того, Urban Forum Kazkahstan еще и старейшая урбанистическая платформа страны, непрерывно работающая с 2015 года.
Особенностью является то, что наши идеи постоянно находятся в фокусе нашего внимания, они для нас всегда актуальны, и мы всегда готовы работать над ними, включаться в релевантные обсуждения и проекты. После завершения работы над той или иной темой, мы не отправляем их в шкаф, а всегда держим в уме, что позволяет создавать новые кросс-дисциплинарные проекты на пересечении разных тематик.
Например, тема дружественности городской среды к детям и подросткам (первое на постсоветском комплексное исследование этой проблемы было проведено нами в партнерстве с Детским фондом ООН) через призму нашей многолетней работы в сфере дорожной безопасности и продвижение соучаствующего проектирования дало уникальную оптику для разработки одного из самых значимых наших проектов «Безопасный путь в школу». В рамках него мы совместно с учениками школ изучаем их маршруты, оцениваем их риски, разрабатываем решения и продвигаем реальные изменения через работу с соответствующими госорганами.
Таких примеров можно привести много. Что касается того, какой фокус у нас сейчас, то я бы назвал в целом две большие темы, по которым у нас реализуется различные проекты – это устойчивое развитие в свете климатических изменений и социальная справедливость.
Насколько эффективно удаётся вовлекать в этот процесс местные власти? Что работает, а что по-прежнему вызывает сопротивление?
В 2017 году мы провели большое диалоговое мероприятие на эту тему с участием представителей акимата, общественников и низовых урбанистических инициатив, которым мы на тот момент оказывали поддержку. Как показало то обсуждение – и динамика этих взаимоотношений в последующие годы – не всегда одинаково эффективно получается вовлекать городские власти. Чаще всего это возможно в случаях тактических, а не системных изменений; на локальном, а не городском масштабе.
Совпадение интересов и перспектива достижения «быстрых побед» является благоприятным условием. Привлечение международных экспертов также может способствовать большей открытости госорганов.
В целом, сохраняющаяся в Казахстане жесткая вертикаль исполнительной власти и бюджетной политики вкупе с отсутствием выборности акимов городов приводит к тому, что госорганы вынуждены быть несамостоятельными, боятся проявлять инициативу и не имеют достаточной управленческой автономности для того, чтобы ее проявлять. Они не могут брать на себя ответственность, оглядываются наверх и менее заинтересованы в обратной связи от горожан, чем от вышестоящего руководства. Это осложняет взаимодействие между властью, бизнесом и гражданами на местах.
Многие госслужащие искренне желают приносить пользу, служить обществу, равняться на мировой опыт и имеют правильное, прогрессивное видение, но не обладают политическими инструментами для того, чтобы претворять все это в жизнь. В целом, в последние годы мы видим значительный поколенческий сдвиг в госслужбе, приходит все больше и больше молодых людей, с которыми можно говорить на одном языке, обсуждая урбанизм, устойчивое развитие, эффективную мобильность и другие вещи.
За последние годы урбанистика в Казахстане заметно продвинулась — по крайней мере, стала видимой. Есть ли примеры, когда идеи граждан, экспертных групп или урбан-активистов реально повлияли на городскую политику?
Десять лет назад дискуссия о городах, инклюзивности, климатической повестке, удобстве и безопасности городской среды едва упоминались в публичной политике и находились на периферии общественного внимания. Темы городского развития оставались прерогативой власти и бизнеса, а многие важные решения в данной сфере принимались за закрытыми дверями, без вовлечения независимых экспертов и без учета мнения горожан, что часто становилось причиной возникновения конфликтов.
За это десятилетие Urban Forum Kazakhstan и другие инициативы, которые были активны в разных городах, в разные периоды времени, сумели перевести разговор о городах из нишевого в мейнстрим, от первых публичных разговоров до полноценного урбанистического дискурса, который сегодня уверенно звучит на самых высоких уровнях, влияет на реальные решения. Вовлечение гражданского общества в их принятие сегодня уже рассматривается всеми как необходимость, не требующая дополнительных обоснований.
Думаю, именно независимые инициативы, активисты и эксперты, объединявшиеся в общественно значимые проекты вокруг тем городского развития, вывели этот разговор из круга энтузиастов в сферу системных решений, в процессы планирования, проектирования и управления. Сегодня это — приоритеты национальной и местной повестки.
Важным нашим достижением является создание Градостроительного совета в Алматы, на продвижение которого у Urban Forum Kazakhstan ушло три года исследований, адвокации, переговоров с заинтересованными сторонами. Предстоит еще немало работы для того, чтобы усовершенствовать его работу и сделать ее максимально профессиональной и прозрачной, однако уже сейчас благодаря этой институции в крупнейшем городе страны принимаются более качественные градостроительные решения. Наши рекомендации были использованы при принятии различных решений – от отдельных проектов благоустройства или организации дорожного движения до разработки городских программ.
В Алматы наблюдаются попытки переосмысления общественных пространств, роста зелёных зон, изменения подходов к транспорту. Как бы вы оценили текущие усилия?
Алматы – наиболее развитый город Центральной Азии в плане применения новых подходов к организации среды, выстраиванию городской мобильности и т.д. Этот тренд сохраняется уже почти 10 лет, и он, безусловно, положительный. Тем не менее, предстоит еще немало работы для того, чтобы эти процессы были максимально упорядочены, что позволит повысить и их эффективность.
Один из важных вопросов – это системность. Необходимо сделать так, чтобы действия не были фрагментарными – условно говоря, чтобы велодорожки не вели в никуда, а составляли развитую сеть, чтобы дороги не прерывались бутылочными горлышками и так далее.
Второй вопрос – качество планирования, проектирования и самих работ. Это проблема компетенций, контроля качества и ответственности, но также следует сказать, что большую часть этих недостатков может решить большая открытость госорганов – к общественному контролю и к мнению независимых экспертов.
Предыдущая администрация провела важную работу по разработке фундамента городского планирования, приняв такие документы как программа развития, генплан, транспортный каркас и другое. Важно, чтобы реализация и корректировка этих планов осуществлялась прозрачно, в диалоге с горожанами и экспертным сообществом.
Вы проводите образовательные программы, исследовательские школы, практические воркшопы. Какие из этих форматов оказались наиболее действенными?
На основе опыта Urban Forum Kazakhstan можно сказать, что разные форматы решают разные задачи. Например, практические семинары и воркшопы позволяют участникам разбирать проблему на конкретных кейсах, пробовать те или иные подходы и инструменты, работать в командах. Такой подход хорошо работает с новыми темами – будь то город-губка, инклюзивная архитектура или соучаствующее проектирование – и с профессиональным сообществом, то есть архитекторами, дизайнерами, активистами и госслужащими, то есть с теми, кто потом применяет полученные знания в своей работе.
Также мы проводим закрытые экспертные встречи с госорганами, представители которых – особенно руководящий состав – не всегда готов уделить целый день или два на воркшоп. На этих платформах происходит передача знаний и инструментов людям, принимающим решения. Это формат с меньшей видимостью, но часто с более высокой эффективностью.
Публичные лекции играют большую роль в мотивации, транслировании нового знания, формировании ценностей и расширении горизонтов, особенно для студентов, молодых профессионалов и широкой аудитории. Лекции хранятся в видеоархиве, большая часть которого находится в открытом доступе онлайн.
Летние школы, интенсивы и клубы урбанистики для подростков погружают наших участников в урбанистику, позволяя глубоко проработать тему, провести совместное исследование, поработать в группах и, таким образом, сформировать сообщество будущих профессионалов, которые будут менять облик наших городов. Мы поменяли мировоззрение и даже судьбы сотен, если не тысяч, подростков в Алматы и Астане, которые выбирают профессию, поступают в престижные вузы в Казахстане и за рубежом, инициируют собственные проекты и создают свои онлайн-медиа на темы урбанистики. Это долгосрочная социальная инвестиция в новое поколение критически мыслящих, прогрессивных и ответственных горожан.
Одним словом, для нас нет одного «лучшего» формата. Все зависит от цели: где-то важен широкий охват, где-то – погружение в тему, где-то – влияние на конкретных стейкхолдеров. Часто мы комбинируем их – например, при визите иностранного эксперта, закладываются сразу воркшоп, встреча с госорганами и публичная лекция.
Интервью с Адилем Нурмаковым — это приглашение к более осознанному участию в жизни своих городов, к формированию среды, в которой важно мнение каждого. Сегодня, когда обсуждение урбанистики выходит за рамки профессиональных сообществ, когда города становятся пространством новых смыслов, вызовов и решений, особенно важно, чтобы такие инициативы, как Urban Forum Kazakhstan, становились новой нормой.