09.10.2024
18:04:18

Мусалав Алибеков, руководитель JET: Для самокатов в Казахстане нужна инфраструктура

Интервью
18.04.2024
16:33
432
Мусалав Алибеков, руководитель JET: Для самокатов в Казахстане нужна инфраструктура
Жители крупных городов Казахстана на протяжении нескольких лет каждый день видят на улицах синие электросамокаты компании JET. Будучи ещё совсем недавно экзотической новинкой, сервисы арендных самокатов (или кикшеринг) уже не просто транспорт - они становятся неотъемлемой частью нашей жизни, существуют и развиваются вместе с нами.
 
Руководитель кикшеринга JET Мусалав Алибеков любезно согласился ответить на вопросы редакции UrbanExpert.kz и рассказать о работе своего популярного сервиса.
 
- Мусалав, в нашей стране кикшеринг очень быстро развивается, во многом благодаря Вашей компании JET. Каких показателей уже удалось достичь и каким Вы видите будущее кикшеринга в Казахстане?

- Спасибо большое за комментарий. Мы начали свой бизнес в марте 2021 года с города Алматы. Сейчас же мы как сами, так и через партнёров, представлены в 7 странах, и общий парк самокатов под брендом JET превышает 35 000 штук. Если говорить про Казахстан, то мы сейчас присутствуем в 19 городах. Уникальный пользователей, т. е. тех, кто совершил хотя бы одну поездку, уже более 2 млн человек, из них в Казахстане более 1 миллиона.

Относительно будущего в Казахстане - мы видим точку роста в регионах. Особенно если в стране будет развиваться связанная велосипедная транспортная инфраструктура, которая в настоящий момент ограничивается пределами некоторых районов Алматы. Для понимания, сейчас лишь только на кикшеринговых самокатах в Алматы за год совершается более 14 млн поездок, что сопоставимо с поездками на метрополитене.

 
- Какие новые функции или услуги Вы планируете внедрить в ближайшее время, чтобы улучшить пользовательский опыт?

- Главное нововведение – в этом году мы привезли новые самокаты, оборудованные поворотниками, чтобы пользователи чувствовали себя на дорогах ещё безопаснее. У этой идеи было много скептиков, но мы с первых дней видим, как люди действительно пользуются поворотниками и сообщают о своих манёврах, что здорово.

Мы также постоянно делаем доработки функционала приложения: некоторые изменения заметные, но большую часть пользователи не замечают. Казахстан – наш основной рынок, поэтому мы в первую очередь думаем о клиентском опыте внутри страны. Так, мы единственные из операторов кикшеринга принимаем платежи через Kaspi, а в скором времени интегрируем любимые в Казахстане карты городов 2GIS на обеих платформах.

Животрепещущая история для Казахстана – это новый закон о электросамокатах. К сожалению, большинство людей не разобрались в деталях, в связи с чем мы проводим информационную кампанию, в частности размещаем информацию на самих самокатах, чтобы пользователям было проще с ней ознакомиться, соблюдать правила и отстаивать свои права.

 
электросамокаты JET пользователи

- Собираетесь ли Вы применять инновационные технологии, например, машинное обучение, для выявления езды по тротуару на высокой скорости или езды вдвоём на одном самокате?

- Мы обязательно будем их применять, как только эти решения докажут эффективность и их использование станет стандартом для рынка. Если открыть новости за предыдущие годы, то начиная с 2021 года компании заявляют о технологиях, выявляющих езду вдвоём. Одна и та же компания может публиковать такие новости в разные годы, а на деле люди как ездили вдвоём, так и продолжают это делать.

Важно понимать, что на данный момент подобные технологии у всех находятся на уровне тестирования или пилотных проектов. Компания может заявить о внедрении камер с AI-vision в каком-то городе, но, по сути, у них будут оборудованы камерами 3 самоката из 3 000.

Подобные технологии сейчас ещё и очень дорогие, их внедрение отразится на стоимости поездок для клиентов. Поэтому нужно внимательно искать баланс между реальной пользой от их внедрения (основываясь на реальной статистике) и побочными факторами, вызываемыми оттоком людей от использования этого экологичного вида транспорта.


- Есть ли у Вас интересные примеры того, как отзывы клиентов помогли JET улучшить свои услуги?

- Наша клиентская поддержка каждый день отрабатывает большое количество сообщений, и мы постоянно черпаем из этих обращений идеи, которые превращаются в задачи и приводят к тому функционалу, который у нас сейчас есть. Начиная от небольших вопросов: нужна парковка тут или там, до более существенных: хотим пополнять баланс через Kaspi, нам удобнее карты 2GIS. Понятное дело, что все идеи проходят через фильтр, но наш подход – надо слушать клиентов, так как сервис предназначен для них, и они могут лучше подсказать, каким он должен быть.

 
- Некоторые операторы кикшеринга предлагают своим пользователям шлемы. Планируете ли Вы оснащать электросамокаты шлемами или другими защитными средствами?

- Опыт конкурентов на нашем рынке и мировой опыт в принципе не убедил нас в том, что эта мера приносит больше пользы, чем вреда. В частности, крупные европейские кикшеринговые компании выпустили рекомендации для городов, один из пунктов которых – шлемы не должны быть обязательными.

Во-первых, общие шлемы – это негигиенично. Во-вторых, сами создатели велошлемов говорят о том, что они не защищают от ДТП с механическим транспортом, а создавались для защиты головы при завале во время велогонок. В-третьих, есть исследования, которые объясняют, что как сами пользователи в шлемах, так и водители авто по отношению к таким пользователям совершают более рискованные манёвры.

Кроме того, общие шлемы массово воруют – в конце прошлого сезона они появились на улицах у компании-конкурента, а в этом году их уже нет. Постоянно добавлять шлемы – это дополнительные затраты, которые в конечном итоге скажутся на цене для пользователя. А нужно ли это без реальной пользы? В этом вопросе важно посмотреть исследования на основе многолетних данных из других стран, а не подходить обывательской логикой.

 
электросамокаты JET улица

- Как Вы отслеживаете соблюдение правил аккуратной парковки своих самокатов и как наказываете за их нарушение?

- При завершении поездки пользователи делают фото. Мы выборочно проверяем эти фото, и если видим неаккуратно припаркованный самокат, объясняем это пользователю и обещаем бонусы, если следующие несколько раз он припаркует правильно. Видим, что такая модель приносит больше отклика, чем штрафы. Но к сожалению, это требует значительных усилий, а кроме того, правильно или неправильно – сейчас это определяется на уровне здравого смысла.

Мы предлагаем городам выбрать места для парковок в достаточном количестве, нарисовать их, провести информационную компанию. Сначала через поощрения, а далее через штрафы учить правильно парковать. Мы уже начали такую работу в Алматы, даже получили позитивные комментарии от европейских коллег, но сейчас парковок слишком мало, чтобы это действительно работало. Ошибочно считать, что выделение 100-200 мест будет достаточным для большого города – людям для реальной микромобильности в Алматы нужно минимум 3 000 парковочных мест, в Астане 1 500-2 000, иначе это просто не будет работать. С ростом парка и игроков на рынке растёт зона покрытия, в связи с чем увеличивается потребность в парковках.

 
- Как бы Вы охарактеризовали сотрудничество JET с дорожной полицией и другими службами?

- Мы с самого начала активно сотрудничаем с полицией, объясняем как работаем, что можем и что не можем. Так, мы первыми в Казахстане ввели медленные зоны на определённых участках, в первую очередь - в парках и на пешеходных зонах. Мы также активно сотрудничаем в части выявления преступлений, помогаем в расследованиях при наличии официальных запросов. Проводим совместные информационные кампании, доносим до жителей правила и необходимость их соблюдения. В Алматы у кикшеринговых компаний с Департаментом полиции подписан меморандум о сотрудничестве.

 
- И напоследок, что бы Вы посоветовали сделать властям тех городов, которые хотят внедрить кикшеринг на своей территории?

- В первую очередь, им стоит пригласить к себе в город экспертов-урбанистов и представителей рынка. Нужно заранее ответить на ряд вопросов, ответы на которые будут индивидуальны для каждого города. Тут крайне важно идти не по бытовой логике, а в первую очередь по экспертной.

Электросамокаты – это полноценный транспорт последней мили, и при правильном подходе он снижает нагрузку как на общественный транспорт, так и в целом на дороги – значит меньше пробок и меньше нагрузки на дорожное покрытие. Кроме того, развитие кикшеринга позитивно влияет на городскую экономику, особенно на малый бизнес, ведь при помощи самокатов люди добираются туда, куда сложно дойти пешком или где неудобно парковать авто. Подробнее можно прочитать здесь.

 
Мусалав, большое Вам спасибо за информативные и глубокие ответы!
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.