02.06.2025
17:53:09

Перевозки в долг: как государство задерживает помощь пассажирскому транспорту

Главные новости
29.05.2025
22:49
Перевозки в долг: как государство задерживает помощь пассажирскому транспорту
Фото: НПП "Атамекен"

29 мая 2025 года под председательством Каирбека Сулейменова Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» обсудил вопросы государственной поддержки бизнеса в сфере автомобильных пассажирских перевозок, передает Urbanexpert.kz со ссылкой на официальный сайт Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

На заседании были представлены результаты анализа ситуации в области пассажирских автоперевозок, выявившие ряд системных проблем, препятствующих развитию частного сектора и способствующих коррупционным рискам.

Экспертная группа Совета провела мониторинг субсидирования социально значимых маршрутов. Исследование охватило Алматы, Шымкент, Астану и другие регионы, включая встречи с перевозчиками, представителями властей, отраслевых ассоциаций и аудиторских организаций.

Задолженности перед перевозчиками: миллиарды тенге без возмещения

Несмотря на общее увеличение финансирования для поддержки пассажирского транспорта (с 132 млрд тенге в 2022 году до 250,4 млрд тенге в 2024 году), эксперты отмечают крайне неравномерное распределение бюджетных средств. 90% субсидий сосредоточено в Алматы, Астане и Шымкенте, в то время как другие регионы остаются практически без должной компенсации убытков.

Например, задолженность перед ТОО «Kyzylzhar Buses» в Северо-Казахстанской области достигла почти 758 млн тенге за 2023 год. Аналогичная ситуация наблюдается в Акмолинской области: согласно аудиту, ТОО «Кокшетауский автобусный парк» недополучил 306 млн тенге за период 2022-2024 годы.

«Это приводит к финансовому истощению перевозчиков и угрозе остановки маршрутов, что особенно критично для отдалённых и малонаселённых населённых пунктов», - отметил Каирбек Сулейменов.

Санкции, превышающие законные нормы

В ходе анализа условий договоров субсидирования в Алматы были обнаружены положения, позволяющие удерживать 0,3% от суммы транспортных работ за каждое нарушение, включая мелкие, например, вмятину на кузове автобуса.

Для сравнения: штраф за использование мобильного телефона водителем составляет 19 660 тенге, тогда как по договору субсидирования - до 650 000 тенге. При этом ответственность несет не водитель, а всё предприятие. Повторное наложение санкций за одно и то же нарушение противоречит принципам справедливости и правовой логике.

Несмотря на курс Президента и Правительства на либерализацию экономики и сокращение роли государства в конкурентных сферах, местные органы продолжают активно поддерживать коммунальных перевозчиков.

В Алматы ТОО «Алматыэлектротранс» получило 1200 автобусов за счёт бюджета. В 2025 году было закуплено ещё 900 автобусов для этого коммунального предприятия.

В то же время частные перевозчики находятся в неравных условиях: у них нет доступа к прямому финансированию, они сталкиваются с высокими штрафами, а субсидии выплачиваются с задержками.

По мнению экспертов, такая политика противоречит Предпринимательскому кодексу и принципу «Yellow Pages Rules», который предполагает, что государство не должно конкурировать с бизнесом в тех областях, где частный сектор способен предоставлять услуги самостоятельно.

Предложения и действия «Атамекен»

На основании проведенного анализа Совет по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» принял решение:
  • Рекомендовать Генеральной прокуратуре дать оценку действиям акиматов, допустивших образование задолженностей перед перевозчиками.
  • Призвать Министерство транспорта и Министерство национальной экономики к пересмотру правил субсидирования и устранению несоразмерных санкций.
  • Настоять на обеспечении равных условий конкуренции между государственными и частными перевозчиками, с соблюдением запрета на предоставление необоснованных льгот отдельным субъектам.
Заключение

Регулярные пассажирские перевозки являются не только частью транспортной инфраструктуры, но и важным социальным механизмом. В настоящее время частный бизнес сталкивается не только с рыночными, но и с административными барьерами. Нарушение законодательства, неравные условия конкуренции и отсутствие надзора со стороны властей создают благоприятные условия для коррупции и подрывают доверие предпринимателей к государству.

Совет НПП «Атамекен» призывает к системным реформам в отрасли и к реальному выполнению обязательств государства перед бизнесом - честно, прозрачно и без избирательного подхода.

Читайте также: Конкуренция IT-гигантов Google и Яндекс в Казахстане
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.