Ограничения на въезд в Алматы иногороднего транспорта планировались ещё при Кунаеве

Новости Казахстана
10.09.2025
15:33
Ограничения на въезд в Алматы иногороднего транспорта планировались ещё при Кунаеве
Изображение создано редакцией портала

5 августа на портале «Открытые НПА» был опубликован проект решения маслихата Алматы «О введении специальных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха на территории города Алматы». В документе говорится о запуске пилотного проекта, который планируется в октябре 2025 года. Согласно плану, въезд в определённые зоны станет платным для автомобилей с низким экологическим классом. Исключение предусмотрено для электромобилей, а также машин, соответствующих стандартам Евро-5 и Евро-6.
 
По словам представителей городского управления, тестовый этап проекта намечен на осень текущего года. При этом власти подчёркивают, что решение о введении ограничений связано с необходимостью улучшения качества воздуха и снижением транспортных выбросов, которые остаются одной из главных экологических проблем мегаполиса.
 
Инициатива по введению платного въезда в центр Алматы для отдельных категорий автомобилей вызвала широкую дискуссию в обществе. Пользователи социальных сетей разделились на два лагеря: часть горожан поддерживает идею, считая её эффективным способом снижения транспортной нагрузки и улучшения качества воздуха в старых районах города, другая часть выступает против, опасаясь дополнительных расходов и ограничений, особенно владельцы машин старого экологического класса.
 
В распоряжении нашей редакции оказался архивный документ — Постановление Центрального Комитета Компартии Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 4 декабря 1985 года № 443 «О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха города Алма-Аты».
 
Документ предусматривал комплекс шагов, направленных на борьбу со смогом в городе. Среди ключевых мер значились реконструкция системы регулирования дорожного движения, организация безтранспортных зон и введение ограничений на въезд иногородних автомобилей.
 
Отдельным пунктом постановления планировалось в 1987–1989 годах внедрить систему платного въезда в Алматы для легковых машин из других регионов, организовать платные автостоянки, а начиная с 1990 года — ограничить их доступ в центральную часть города.
 
Таким образом, ещё в середине 1980-х годов власти республики закрепили на уровне постановления меры, которые и сегодня обсуждаются в городских проектах развития. Однако последовавший развал Союза и смена курса в 1990-е годы не позволили довести эти инициативы до реализации.
 
Назначение Дархана Сатыбалды на пост акима города в мае 2025 года открыло новую страницу в вопросах экологии и транспорта. Решение о платном въезде в некоторые зоны Алматы для автомобилей «низких экологических классов» обсуждается уже не первый год. Однако теперь, судя по всему, акимат города активизировал деятельность в этом направлении.
 
«Проект предусматривает комплекс мер, среди которых создание зон с низким уровнем выбросов (Low Emission Zones, LEZ), где эксплуатация автомобилей низких экологических классов ограничена и будет платной. Для жителей, постоянно проживающих в пределах зоны, предусмотрены льготы: ежемесячный абонемент по сниженной стоимости при условии регистрации в информационной системе «Чистый город» и прохождения положительного техосмотра.»
 
Помимо платного въезда в зоны низких выбросов, акимат планирует усилить требования к коммунальным и частным автопаркам, а также к стационарным источникам выбросов. Кроме того, в городе хотят использовать современные датчики и беспилотники для экологического мониторинга, а также ужесточить контроль за качеством топлива.
 
 
 
Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ59VPY00090729 выдано 11.04.2024.